О соблюдении работниками, привлекаемыми к проведению ЕГЭ, этических норм при работе с гражданами

 

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 23 августа 2011 г. №№ 10-382

В связи с поступающими обращениями по вопросу соблюдения работниками, привлекаемыми к проведению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), этических норм при работе с гражданами Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разъясняет следующее.

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон) одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Частью 6 статьи 15 Закона также предусмотрено, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

В ходе проведения ЕГЭ задействовано большое число граждан, имеющих разный социальный статус, возраст, образовательный и профессиональный уровень, поэтому особенно важно обращать внимание на недопущение некорректного поведения по отношению к участникам ЕГЭ, их родителям, общественным наблюдателям и другим лицам, участвующим в подготовке и проведении экзаменов.

Профилактика нарушения прав и свобод указанных граждан при проведении ЕГЭ должна включать в себя мероприятия по обучению лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, этическим нормам поведения.

Подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 29 Закона предусмотрено, что подготовку лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В связи с этим рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, разработать программы обучения членов государственных экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения ЕГЭ и иных специалистов, непосредственно взаимодействующих с гражданами при подготовке и проведении экзаменов (далее – специалисты), этическим нормам поведения при проведении ЕГЭ.

Указанные программы должны быть основаны на следующих принципах:

    • выполнение специалистами своих обязанностей должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и определёнными за ними полномочиями;
    • при назначении специалистов и определении их полномочий необходимо исключать возможность возникновения конфликта интересов;
    • недопустимо злоупотребление полномочиями, оказание предпочтения тем или иным гражданам;
    • при получении специалистами в ходе исполнения своих обязанностей доступа к персональным данным граждан необходимо исключить возможность их разглашения;
    • любые процедуры, в которые вовлечены граждане при подготовке и проведении ЕГЭ (например, подача заявлений на участие в ЕГЭ, аккредитация общественных наблюдателей, выдача пропусков на экзамен, непосредственно экзамен, подача и рассмотрение апелляций и др.), должны проходить в спокойной и доброжелательной обстановке;
    • при взаимодействии с гражданами недопустимо применение грубого, агрессивного стиля поведения, использования ненормативной лексики, акцентирование внимания на расовой, национальной, религиозной принадлежности гражданина и иных форм поведения, оскорбляющих личность и достоинство гражданина;
    • недопустимо оказание давления на граждан при принятии ими юридически значимых решений (например, на участника ЕГЭ при подаче им апелляции, на гражданина при подаче им заявления на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя и др.);
    • при принятии специалистами (группой специалистов) юридически значимых решений (например, о допуске гражданина к ЕГЭ по уважительным причинам, при рассмотрении апелляции и др.) следует руководствоваться принципами гуманизма и целесообразности в той мере, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации.

В случае выявления некорректного поведения со стороны специалиста, конфликта интересов необходимо отстранить его от участия в проведении ЕГЭ и в дальнейшем к данной деятельности не привлекать.

Также рекомендуем организовать создание на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, раздела, посвящённого отзывам граждан о работе специалистов при проведении ЕГЭ. Информация, размещаемая гражданами в данном разделе, позволит принимать решения как о проведении служебных расследований в отношении лиц, допустивших некорректное поведение при проведении ЕГЭ, так и о материальном стимулировании лиц, зарекомендовавших себя как корректных и профессиональных работников.

 

Руководитель Л. Глебова